Голиченков Александр Константинович

доктор юридических наук
Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
заведующий кафедрой экологического и земельного права,
Заслуженный деятель науки РФ
Направление научных исследований – 12.00.06 «Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право»
-
Создание цифровой образовательной среды юридического вуза (на материалах юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова)Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2020. № 2. c.3-17подробнее121
-
В статье предложен возможный подход к созданию цифровой образовательной среды (далее также — ЦОС), а именно методические и технологические перспективы развития цифрового образовательного пространства юридического вуза/факультета, рассмотренные сквозь призму критериев качества юридического образования. Приводится ключевое определение цифровой образовательной среды, выработанное в процессе методической работы по подготовке приоритетного проекта «Цифровая образовательная среда Юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова» (далее также — Проект) в 2019 —начале 2020 г. Рассмотрены базовые принципы разработки и реализации этого Проекта: принцип эволюционного изменения образовательной среды, принцип поэтапного развития ЦОС, принцип автоматизации образовательного процесса. Дана характеристика этапа пилотного внедрения компонентов ЦОС в рамках реализации Проекта, проанализированы особенности масштабирования и развития ЦОС. Представлены количественные показатели дистанционного преподавания на юридическом факультете МГУ (далее также — юридический факультет, факультет) в условиях пандемии, которые могут быть охарактеризованы как «экстренная доставка учебного контента».
Ключевые слова: цифровая образовательная среда юридического вуза/факультета; электронное обучение; система дистанционного обучения
-
-
Цифровая образовательная среда юридического вуза: механизм реализации и инновационные образовательные практикиВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2021. № 2. c.3-21подробнее135
-
В статье раскрыты предпосылки исследования механизма реализации цифровой образовательной среды (далее также — ЦОС). Среди них рассмотрены: практика и эмпирический опыт юридического факультета МГУ; нормативная составляющая; научно-методическая составляющая и организационно-институциональные основы. Предполагается также, что развитие цифровой образовательной среды само по себе может являться инновацией, способной адаптировать образовательный процесс к соответствующим вызовам времени. Разграничиваются понятия «механизм создания цифровой образовательной среды» и «механизм (реализации) цифровой образовательной среды», «критерии качества образования» и «критерии качества организации процесса обучения». На этой основе ведется дискуссия о принципах функционирования ЦОС и ее «ядре» (ключевых элементах). Механизм ЦОС рассматривается через три сегмента: контент, контроль, коммуникация. Исследуются процессы интеграции этих сегментов и составляющих их компонентов ЦОС. Дана характеристика драйверов развития ЦОС: смена поколений; обновление и актуализация набора ценностей обучающихся; накопление научно обоснованных данных о процессе и результатах обучения в цифровой среде. Данная статья является продолжением__исследования, посвященного базовым принципам работы ЦОС и критериям качества юридического образования в цифровой среде.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда юридического вуза/факультета; электронное обучение; система дистанционного обучения; цифровая зрелость; механизм реализации цифровой образовательной среды
-
-
Концепция развития юридического образования в современной России: возможный подход к ее формированиюВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2022. № 5. c.3-15подробнее27
-
В статье рассматриваются вопросы возможного реформирования системы высшего образования в России в целом и юридического образования в частности. Анализируются предпосылки такого реформирования и высказанные по данному поводу мнения представителей органов государственной власти, научного сообщества, общественных организаций, рассматриваются предложения по возможному отказу от «Болонской системы» (двухуровневой системы образования). На примере юридического образования, предоставляемого юридическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова, выявляются плюсы и минусы Болонской системы, определяются цели и принципы высшего юридического образования, формулируются требования к структуре образовательных программ, обосновываются преимущества интегрированной подготовки юристов (интегрированной магистратуры) по сравнению со специалитетом и действующей двухуровневой системой бакалавриат-магистратура. В статье особое внимание уделяется необходимости обеспечения фундаментальности в юридическом образовании, формировании научно-педагогических школ, указывается на необходимость соблюдения преемственности при реформировании высшего образования, учета интересов лиц, окончивших обучение по направлению подготовки «Юриспруденция» в разные периоды. Также авторы затрагивают проблемы рейтингования юридических вузов и ставят вопрос о целесообразности кодификации законодательства об образовании на пути выполнения задачи по необходимому правовому обеспечению реализации образовательных программ.
Ключевые слова: реформа высшего образования, Болонская система, цели образования, принципы образования, научно-педагогические школы, интегрированная магистратура, рейтинги вузов, образовательный кодекс
-