Голиченков Александр Константинович
доктор юридических наук
Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
заведующий кафедрой экологического и земельного права,
Заслуженный деятель науки РФ
Направление научных исследований – 12.00.06 «Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право»
-
Создание цифровой образовательной среды юридического вуза (на материалах юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова)Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2020. № 2. c.3-17подробнее307
-
В статье предложен возможный подход к созданию цифровой образовательной среды (далее также — ЦОС), а именно методические и технологические перспективы развития цифрового образовательного пространства юридического вуза/факультета, рассмотренные сквозь призму критериев качества юридического образования. Приводится ключевое определение цифровой образовательной среды, выработанное в процессе методической работы по подготовке приоритетного проекта «Цифровая образовательная среда Юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова» (далее также — Проект) в 2019 —начале 2020 г. Рассмотрены базовые принципы разработки и реализации этого Проекта: принцип эволюционного изменения образовательной среды, принцип поэтапного развития ЦОС, принцип автоматизации образовательного процесса. Дана характеристика этапа пилотного внедрения компонентов ЦОС в рамках реализации Проекта, проанализированы особенности масштабирования и развития ЦОС. Представлены количественные показатели дистанционного преподавания на юридическом факультете МГУ (далее также — юридический факультет, факультет) в условиях пандемии, которые могут быть охарактеризованы как «экстренная доставка учебного контента».
Ключевые слова: цифровая образовательная среда юридического вуза/факультета; электронное обучение; система дистанционного обучения
-
-
Цифровая образовательная среда юридического вуза: механизм реализации и инновационные образовательные практикиВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2021. № 2. c.3-21подробнее333
-
В статье раскрыты предпосылки исследования механизма реализации цифровой образовательной среды (далее также — ЦОС). Среди них рассмотрены: практика и эмпирический опыт юридического факультета МГУ; нормативная составляющая; научно-методическая составляющая и организационно-институциональные основы. Предполагается также, что развитие цифровой образовательной среды само по себе может являться инновацией, способной адаптировать образовательный процесс к соответствующим вызовам времени. Разграничиваются понятия «механизм создания цифровой образовательной среды» и «механизм (реализации) цифровой образовательной среды», «критерии качества образования» и «критерии качества организации процесса обучения». На этой основе ведется дискуссия о принципах функционирования ЦОС и ее «ядре» (ключевых элементах). Механизм ЦОС рассматривается через три сегмента: контент, контроль, коммуникация. Исследуются процессы интеграции этих сегментов и составляющих их компонентов ЦОС. Дана характеристика драйверов развития ЦОС: смена поколений; обновление и актуализация набора ценностей обучающихся; накопление научно обоснованных данных о процессе и результатах обучения в цифровой среде. Данная статья является продолжением__исследования, посвященного базовым принципам работы ЦОС и критериям качества юридического образования в цифровой среде.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда юридического вуза/факультета; электронное обучение; система дистанционного обучения; цифровая зрелость; механизм реализации цифровой образовательной среды
-
-
Концепция развития юридического образования в современной России: возможный подход к ее формированиюВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2022. № 5. c.3-15подробнее314
-
В статье рассматриваются вопросы возможного реформирования системы высшего образования в России в целом и юридического образования в частности. Анализируются предпосылки такого реформирования и высказанные по данному поводу мнения представителей органов государственной власти, научного сообщества, общественных организаций, рассматриваются предложения по возможному отказу от «Болонской системы» (двухуровневой системы образования). На примере юридического образования, предоставляемого юридическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова, выявляются плюсы и минусы Болонской системы, определяются цели и принципы высшего юридического образования, формулируются требования к структуре образовательных программ, обосновываются преимущества интегрированной подготовки юристов (интегрированной магистратуры) по сравнению со специалитетом и действующей двухуровневой системой бакалавриат-магистратура. В статье особое внимание уделяется необходимости обеспечения фундаментальности в юридическом образовании, формировании научно-педагогических школ, указывается на необходимость соблюдения преемственности при реформировании высшего образования, учета интересов лиц, окончивших обучение по направлению подготовки «Юриспруденция» в разные периоды. Также авторы затрагивают проблемы рейтингования юридических вузов и ставят вопрос о целесообразности кодификации законодательства об образовании на пути выполнения задачи по необходимому правовому обеспечению реализации образовательных программ.
Ключевые слова: реформа высшего образования, Болонская система, цели образования, принципы образования, научно-педагогические школы, интегрированная магистратура, рейтинги вузов, образовательный кодекс
-
-
О роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населенияВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2023. № 4. c.3-20подробнее416
-
В статье производится анализ роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения с учетом поставленных Основами государственной культурной политики задач. Делается вывод о том, что юриспруденция играет важную роль в формировании высокого уровня правосознания населения и его национальной самоидентификации. Интенсивное юридическое просвещение и возможность получения юридических знаний широким кругом лиц позволят создать положительный образ государства (в том числе в художественных произведениях) и укрепить общегражданскую самоидентичность. Деструктивная деятельность «недружественных стран» может быть преодолена укреплением традиционных ценностей, которые составляют основу конституционного строя России и находят свое воплощение в различных правовых институтах. Развитая правовая культура населения позволит избежать социально-психологической зависимости от внешнего влияния, станет основой единства и сплоченности российского общества, объединения многонационального народа Российской Федерации. Авторы статьи предлагают популяризировать юридическую науку и правоприменительную практику, содействовать молодежным движениям в сфере патриотического воспитания и юридического образования, развивать систему юридического просвещения путем организации лекций, семинаров, круглых столов, конференций в целях укрепления духа единства, сплоченности, дружбы народов, а также традиционных ценностей в обществе.
Ключевые слова: юридическое образование, юридическое просвещение, государственная культурная политика, правосознание, правовая культура, единство многонационального народа Российской Федерации
-