Сергевнин Сергей Львович
доктор юридических наук
-
Институт особого мнения конституционного судьи в российском и зарубежных правопорядкахВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2021. № 6. c.27-43подробнее365
-
Изменение регулирования института особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации вызвало оживленную дискуссию в российском юридическом сообществе. Как представляется, аргументы сторон в этой дискуссии тесно связаны с одобрением или неодобрением особых мнений конституционных судей как явления. Настоящая статья представляет собой попытку рассмотреть законодательные изменения регулирования института особых мнений судей Конституционного Суда с несколько иной позиции, сравнив динамику регулирования рассматриваемого института в России и зарубежных странах. В целях исследования предлагается рассматривать нормативное закрепление особого мнения с позиций «материального» (право на особое мнение) и «процессуального» (право на обнародование особого мнения) аспектов. Проведенное сравнение позволило выявить сходства и отличия действующего в настоящее время регулирования с законодательством и практикой зарубежных стран. Установление тех или иных требований к содержанию особого мнения судьи или к форме его выражения (стилистике) является достаточно распространенной практикой. Однако ситуация, при которой публичное заявление судьей органа конституционного контроля особого мнения невозможно, а для судей общих судов подобное ограничение отсутствует, является чрезвычайно редкой.
Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное правосудие, особое мнение судьи, материальный аспект, процессуальный аспект, содержание особого мнения, динамика правового регулирования
-
-
Институт региональной конституционной (уставной) юстиции в России: завершение истории?Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2022. № 4. c.26-38подробнее280
-
Состоявшаяся в 2020 г. конституционная реформа затронула многие аспекты общественной и государственной жизни. Одним из таких аспектов стала функционирующая в Российской Федерации судебная система. В частности, единая федеральная судебная система потеряла один из своих элементов — конституционные (уставные) суды субъектов. Представляется, что подобные законодательные трансформации могут рассматриваться как некий финал истории регионального конституционного контроля в Российской Федерации, о чем шли довольно продолжительные дискуссии в отечественной правовой доктрине. Однако избранный федеральным законодателем формат упразднения региональных конституционных судов фактически был направлен на трансформацию, а не ликвидацию существующей системы, что подтверждается включением в текст соответствующего закона упоминания совершенно новых для отечественной системы публичной власти органов — конституционных (уставных) советов при законодательном органе субъекта Российской Федерации. В статье приводится критический анализ состоявшейся трансформации региональной системы конституционного контроля, в частности обращается внимание на две ключевые проблемы: 1) непоследовательность федерального законодателя в вопросах организации новой (реорганизации старой) системы регионального конституционного контроля; 2) низкая заинтересованность регионов в развитии и усилении собственной автономной системы регионального контроля. В заключении предлагается авторский взгляд на сложившуюся практику деятельности региональных конституционных (уставных) советов.
Ключевые слова: судебная власть; правосудие; конституционный контроль; конституционные (уставные) суды; конституционные (уставные) советы; субъекты Российской Федерации; судебная реформа
-
-
Право жалобы в процессе получения государственных и муниципальных услуг: проблемы правового регулирования и реализацииВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2024. № 3. c.3-26подробнее24
-
Выполнено теоретико-практическое исследование проблем правового регулирования и практической реализации права жалобы граждан и организаций на решения, действия (бездействие) субъектов публичной власти, уполномоченных предоставлять государственные и муниципальные услуги. Рассмотрено значение и место правового института государственных и муниципальных услуг в системе российского права. Исследованы особенности права жалобы в процессе получения государственных и муниципальных услуг как гарантии законности в публичном управлении в Российской Федерации и государствах — участниках СНГ. Определены историко-законодательные условия введения подинститута досудебного обжалования в структуру института государственных и муниципальных услуг. Выявлены следующие проблемы правового регулирования порядка подачи и рассмотрения жалоб получателей государственных и муниципальных услуг: (1) необходимость формирования понятийного аппарата досудебного обжалования; (2) выстраивание его модели в рамках более общего административно-правового института права жалобы; (3) особенности защиты и восстановления прав и законных интересов получателей государственных и муниципальных услуг; (4) соотношение общих и специальных норм в данной сфере.
По результатам исследования теоретических и законодательных основ, а также материалов судебной практики по рассмотрению публично-правовых споров в сфере государственных и муниципальных услуг сделаны предложения по совершенствованию правового института права административной жалобы.
Ключевые слова: предоставление государственных и муниципальных услуг, административная жалоба, досудебное обжалование, административное обжалование, судебная защита прав граждан, административно-правовой спор
-