Воронин М.В.
НОЦ (Научно-образовательный центр) "Цифровая образовательная среда"
руководитель НОЦ (Научно-образовательного центра) "Цифровая образовательная среда" юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
-
Создание цифровой образовательной среды юридического вуза (на материалах юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова)Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2020. № 2. c.3-17подробнее307
-
В статье предложен возможный подход к созданию цифровой образовательной среды (далее также — ЦОС), а именно методические и технологические перспективы развития цифрового образовательного пространства юридического вуза/факультета, рассмотренные сквозь призму критериев качества юридического образования. Приводится ключевое определение цифровой образовательной среды, выработанное в процессе методической работы по подготовке приоритетного проекта «Цифровая образовательная среда Юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова» (далее также — Проект) в 2019 —начале 2020 г. Рассмотрены базовые принципы разработки и реализации этого Проекта: принцип эволюционного изменения образовательной среды, принцип поэтапного развития ЦОС, принцип автоматизации образовательного процесса. Дана характеристика этапа пилотного внедрения компонентов ЦОС в рамках реализации Проекта, проанализированы особенности масштабирования и развития ЦОС. Представлены количественные показатели дистанционного преподавания на юридическом факультете МГУ (далее также — юридический факультет, факультет) в условиях пандемии, которые могут быть охарактеризованы как «экстренная доставка учебного контента».
Ключевые слова: цифровая образовательная среда юридического вуза/факультета; электронное обучение; система дистанционного обучения
-
-
Цифровая образовательная среда юридического вуза: механизм реализации и инновационные образовательные практикиВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2021. № 2. c.3-21подробнее333
-
В статье раскрыты предпосылки исследования механизма реализации цифровой образовательной среды (далее также — ЦОС). Среди них рассмотрены: практика и эмпирический опыт юридического факультета МГУ; нормативная составляющая; научно-методическая составляющая и организационно-институциональные основы. Предполагается также, что развитие цифровой образовательной среды само по себе может являться инновацией, способной адаптировать образовательный процесс к соответствующим вызовам времени. Разграничиваются понятия «механизм создания цифровой образовательной среды» и «механизм (реализации) цифровой образовательной среды», «критерии качества образования» и «критерии качества организации процесса обучения». На этой основе ведется дискуссия о принципах функционирования ЦОС и ее «ядре» (ключевых элементах). Механизм ЦОС рассматривается через три сегмента: контент, контроль, коммуникация. Исследуются процессы интеграции этих сегментов и составляющих их компонентов ЦОС. Дана характеристика драйверов развития ЦОС: смена поколений; обновление и актуализация набора ценностей обучающихся; накопление научно обоснованных данных о процессе и результатах обучения в цифровой среде. Данная статья является продолжением__исследования, посвященного базовым принципам работы ЦОС и критериям качества юридического образования в цифровой среде.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда юридического вуза/факультета; электронное обучение; система дистанционного обучения; цифровая зрелость; механизм реализации цифровой образовательной среды
-
-
Деятельность акторов генетико-правового просвещения: теория и практикаВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2021. № 6. c.101-110подробнее305
-
Настоящее исследование является четвертым в цикле статей, посвященных вопросам генетико-правового просвещения. В первой работе была раскрыта мера свободы субъекта права в определении режима использования данных на примере генетической информации; во второй — мера свободы субъектаадресата генетического просвещения в контексте его содержания; в третьей — особенности форм генетико-правового просвещения в обществе эпохи Индустрии 4.0. Цель данной статьи — проанализировать деятельность акторов генетико-правового просвещения, от особых познаний в соответствующей области которой зависит успешность и результативность названной деятельности. В связи с этим задачами настоящей статьи явились изучение специальных компетенций акторов генетико-правового просвещения и исследование его форм и средств. Авторы фокусируют свое внимание на причинах (факторах), которые оказывают влияние на формирование модели компетенций субъектов, осуществляющих генетико-правовое просвещение; на перечне знаний и умений, которыми должна обладать команда таких акторов, в связи с этим рассматриваются их специальные компетенции. В статье раскрывается практическое значение генетико-правового просвещения, анализируются его виды и соответствующие им приемы (официальное и неофициальное просвещение). Авторы делают вывод о необходимости концептуализации генетического правового просвещения, в связи с чем приводят соответствующие рекомендации для науки и практики, в частности указывают на необходимость сочетать официальные и неофициальные формы такого просвещения, проработать вопрос о введении «генетического омбудсмена». В ходе данного исследования использовались логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Ключевые слова: генетическое просвещение, акторы, информация, Индустрия 4.0, цифровая трансформация, геномные технологии, свобода, междисциплинарность, генетический омбудсмен
-