Козлова Наталия Владимировна

доктор юридических наук
Заместитель декана юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по науке, профессор кафедры гражданского права.
Направление научных исследований – 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»; 12.00.07 «Корпоративное право; конкурентное право; энергетическое право»
-
Правовые последствия ограничения дееспособности гражданина, страдающего психическим расстройствомВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2018. № 3. c.26-40подробнее309
-
Статья посвящена анализу правовых последствий ограничения дееспособности и признания недееспособным гражданина, страдающего психическим расстройством. По мнению автора, используемый в законе термин «признание недееспособным» представляется не вполне корректным, поскольку гражданина нельзя полностью лишить дееспособности. Даже будучи признанным недееспособным, гражданин может совершать фактические действия и юридические поступки, вследствие которых у него могут возникать интеллектуальные права (на результаты творческой деятельности и др.), право собственности и пр. В случаях, установленных законом, такой гражданин может нести имущественную ответственность.
Ключевые слова: ограничение дееспособности гражданина, неспособность понимать значение своих действий и руководить ими, признание гражданина недееспособным, опека, попечительство, недееспособность
-
-
Незаслуженно забытый? (К вопросу о правовом статусе производственного кооператива)Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2018. № 6. c.34-43подробнее340
-
Авторы статьи отвечают на вопрос, почему организационно-правовая форма производственного кооператива, получившая распространение в конце XX —начале XXI столетия, перестала быть востребованной на практике. По мнению авторов, причиной является сама модель кооперативной организации, в рамках которой правовое положение члена кооператива ухудшено по сравнению со статусом участника хозяйственного товарищества или общества без предоставления каких-либо финансовых, налоговых и иных преференций.
Ключевые слова: артель, артельное товарищество, производственный кооператив, член кооператива, исключение члена из производственного кооператива, пай, передача пая, выплаты при выходе (исключении) из кооператива
-
-
О роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населенияВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2023. № 4. c.3-20подробнее703
-
В статье производится анализ роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения с учетом поставленных Основами государственной культурной политики задач. Делается вывод о том, что юриспруденция играет важную роль в формировании высокого уровня правосознания населения и его национальной самоидентификации. Интенсивное юридическое просвещение и возможность получения юридических знаний широким кругом лиц позволят создать положительный образ государства (в том числе в художественных произведениях) и укрепить общегражданскую самоидентичность. Деструктивная деятельность «недружественных стран» может быть преодолена укреплением традиционных ценностей, которые составляют основу конституционного строя России и находят свое воплощение в различных правовых институтах. Развитая правовая культура населения позволит избежать социально-психологической зависимости от внешнего влияния, станет основой единства и сплоченности российского общества, объединения многонационального народа Российской Федерации. Авторы статьи предлагают популяризировать юридическую науку и правоприменительную практику, содействовать молодежным движениям в сфере патриотического воспитания и юридического образования, развивать систему юридического просвещения путем организации лекций, семинаров, круглых столов, конференций в целях укрепления духа единства, сплоченности, дружбы народов, а также традиционных ценностей в обществе.
Ключевые слова: юридическое образование, юридическое просвещение, государственная культурная политика, правосознание, правовая культура, единство многонационального народа Российской Федерации
-
-
Воспитание, обучение и государственная аттестация в вузах: соотношение публичного и частного праваВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2025. № 1. c.190-210
-
Образование неразрывно соединяет в себе процессы воспитания и обучения. Следует критически оценить возможность квалификации всех образовательных отношений только как отношений по оказанию образовательных услуг. Образование представляет собой трехкомпонентный процесс, включающий обучение, воспитание и государственную итоговую аттестацию. В образовательном процессе можно выделить следующие элементы: 1) частноправовой, состоящий в услуге по обучению, предоставляемой обучающемуся; 2) административно-правовой, состоящий в проведении государственной итоговой аттестации и выдаче документа, подтверждающего наличие у лица образования и квалификации соответствующего уровня; 3) публично-правовой, когда в процессе образования осуществляется воспитание обучающихся, формирование их личности. Следует различать процессы обучения и образования: обучение является частью образовательного процесса и представляет собой гражданское правоотношение, предметом которого является создание обучающимся условий для освоения образовательных программ, возникающее на основании не только лишь распорядительного акта образовательной организации, а также и волеизъявления обучающегося. Образование является сложным, комплексным процессом, включающим в себя помимо гражданских и административных правоотношений между образовательной организацией и обучающимся также и государственный элемент, заключающийся в необходимости воспитания и формирования личности на принципах гуманизма, патриотизма, гражданственности, бережного отношения к окружающей среде, уважения традиционных ценностей.
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, образовательная услуга, просветительская деятельность, государственная аттестация.
-