Гришин Кирилл Сергеевич
-
Довоенная и послевоенная концепции права в философии Густава РадбрухаВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2024. № 2. c.68-86подробнее35
-
В работе сравниваются друг с другом релятивистская и абсолютистскоидеалистическая философско-правовые концепции выдающегося немецкого правоведа Г. Радбруха. Начиная как релятивист (хотя и допускающий методологический «скелет» права в лице трех основных начал: справедливости, стабильности и целесообразности), Г. Радбрух заканчивает неприятием всеобъемлющего релятивизма, признание методологической справедливости как свойства, которое отличает правовые категории от неправовых. Послевоенная абсолютно-идеалистическая концепция существенно проигрывает в детализации своих основных положений и содержит внутренние противоречия. Вопреки стремлению Г. Радбруха дать праву априорное содержательное начало, такой подход вновь сводится к релятивизму цели права. Естественно-правовые принципы, доказанные практикой, впоследствии могут быть ей и опровергнуты. Несмотря на сырой характер теории, неприятие поздним Г. Радбрухом позиции, что форма закона неизбежно свидетельствует о правовом характере явления, оказало существенное влияние на развитие философии права в Западной Европе и англоговорящем мире. Повышенный интерес к ней порождается как неоконченным характером теории (что создает плодотворное поле для дальнейшей работы другим теоретикам самых различных направлений), так и глубоким анализам фундаментальных проблем права, изучению которых посвятил свою жизнь Г. Радбрух. Актуальность настоящей работы обусловлена непреходящей потребностью развития методологии познания правовых явлений, нерешенными проблемами ревизии злонамеренного законодательства и обеспечениия соблюдения объективности при проведении международных трибуналов.
Ключевые слова: естественное право, Г. Радбрух, формула Радбруха, ответственность законодателя, мораль, право, нецелевое применение закона
-