Короткевич Михаил Александрович
-
Модель общественного вещания Германии: конституционно-правовой аспектВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2023. № 2. c.100-128подробнее259
-
Закрепленные в ч. 1 ст. 5 Основного закона ФРГ коммуникационные права — свобода выражения мнения, свобода информации, прессы, вещания и кино (Kommunikationsgrundrechte) — имеют конституирующее значение для немецкой демократии, поскольку от степени их гарантированности зависит процесс формирования важного с точки зрения функционирования демократических институтов общественного мнения. При этом в силу особой убедительности аудиовизуальной формы подачи информации вещание является наиболее значимым средством влияния. Центральное место в немецкой системе вещания занимает так называемое общественное вещание (öffentlich-rechtlicher Rundfunk), а роль частных вещательных компаний является второстепенной. Определяющее значение общественного вещания в формировании политического мнения граждан Германии предполагает наличие достаточных и эффективных конституционно-правовых гарантий, исключающих инструментализацию этого института со стороны государства, индустрии и иных влиятельных общественных групп. В статье с учетом исторического контекста и на примерах из законодательства и практики Федерального конституционного суда ФРГ анализируются данные гарантии, а также описываются основные конституционноправовые принципы функционирования системы вещания в Германии. В заключении фиксируется набор основных сущностных характеристик немецкой модели общественного вещания, который может быть использован для дальнейшего критического рассмотрения данного института.
Ключевые слова: коммуникационные права, общественное вещание, Германия, свобода вещания, свобода выражения мнения, Федеральный конституционный суд ФРГ, основные права
-
-
Текущая реформа общественного вещания в Германии как конституционно-правовая проблемаВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2024. № 3. c.168-187подробнее24
-
В статье критически анализируется текущая реформа общественного вещания (öffentlich-rechtlicher Rundfunk) в ФРГ, начавшаяся в 2020 г. с принятием нового государственного договора в сфере медиа и достигшая максимальной интенсивности к 2024 г., когда экспертным советом координационной комиссии федеральных земель по вещанию был предложен первый проект изменений, предусматривающий системную перестройку института. Сосредоточиваясь на предложениях по трансформации общественного вещания 2024 г., проводится их оценка на предмет соответствия конституционно-правовым гарантиям немецкого коммуникационного порядка, которые Федеральный конституционный суд Германии на протяжении всего послевоенного периода выводил из закрепленных в ст. 5 I Основного закона ФРГ коммуникационных свобод. Для этого проект реформы сравнивается с актуальной моделью общественного вещания, сформированной позициями суда в конституционализированном обычном законодательстве, и с привлечением социально-политического контекста прогнозируются конституционно-правовые последствия его реализации; при этом из рассмотрения не исключаются существующие проблемы немецкого общественного вещания. По итогам анализа констатируется, что в случае воплощения названной реформы послевоенный коммуникационный порядок Германии, установленный западными союзниками и легализованный в конституции, позициях конституционной юстиции и законодательстве, подвергнется серьезной трансформации через нарастание трех основных трендов: централизации регулирования и управления общественным вещанием; деполитизации и депарламентаризации общественного вещания; нейтрализации конституционно-правовых гарантий независимости общественного вещания, прежде всего связанных с финансированием и его внутренней организацией. Выдвигается предположение о потенциальной несовместимости предложенной реформы с Основным законом ФРГ.
Ключевые слова: основные права, коммуникационные свободы, свобода вещания, общественное вещание, Германия
-