ISSN 0130–0113
En Ru
ISSN 0130–0113
Модель общественного вещания Германии: конституционно-правовой аспект

Модель общественного вещания Германии: конституционно-правовой аспект

Аннотация

Закрепленные в ч. 1 ст. 5 Основного закона ФРГ коммуникационные права — свобода выражения мнения, свобода информации, прессы, вещания и кино (Kommunikationsgrundrechte) — имеют конституирующее значение для немецкой демократии, поскольку от степени их гарантированности зависит процесс формирования важного с точки зрения функционирования демократических институтов общественного мнения. При этом в силу особой убедительности аудиовизуальной формы подачи информации вещание является наиболее значимым средством влияния. Центральное место в немецкой системе вещания занимает так называемое общественное вещание (öffentlich-rechtlicher Rundfunk), а роль частных вещательных компаний является второстепенной. Определяющее значение общественного вещания в формировании политического мнения граждан Германии предполагает наличие достаточных и эффективных конституционно-правовых гарантий, исключающих инструментализацию этого института со стороны государства, индустрии и иных влиятельных общественных групп. В статье с учетом исторического контекста и на примерах из законодательства и практики Федерального конституционного суда ФРГ анализируются данные гарантии, а также описываются основные конституционноправовые принципы функционирования системы вещания в Германии. В заключении фиксируется набор основных сущностных характеристик немецкой модели общественного вещания, который может быть использован для дальнейшего критического рассмотрения данного института.

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.04.2023

Принята к публикации: 10.05.2023

Дата публикации в журнале: 15.05.2023

Ключевые слова: коммуникационные права, общественное вещание, Германия, свобода вещания, свобода выражения мнения, Федеральный конституционный суд ФРГ, основные права

DOI Number: 10.55959/MSU0130-0113-11-64-2-7

Доступно в on-line версии с: 15.05.2023

Для цитирования статьи
Номер 2, 2023