Игнатьева И.А.
доктор юридических наук
-
Правовой обычай в регулировании отношений по природопользованию и охране окружающей средыВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2018. № 4. c.3-20подробнее268
-
Правовой обычай не является распространенным источником права в экологическом праве и законодательстве, как и во всей системе российского права и законодательства. В статье анализируются все немногочисленные прямые указания на данный источник права в регулировании экологических отношений. Часть случаев применения обычаев в регулировании деятельности по природопользованию и охране окружающей среды обусловлена наличием санкционирования применения данного источника права в смежных отраслях законодательства.
Ключевые слова: природопользование, охрана окружающей среды, территории традиционного природопользования, земельные отношения, имущественные отношения, земельное законодательство, правовой обычай
-
-
Особенности правового регулирования государственного надзора в области обращения с отходамиВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2019. № 2. c.16-37подробнее278
-
В статье подчеркиваются основные особенности состояния правового регулирования функции надзора в области обращения с отходами. Государственный надзор в области обращения с отходами представляет собой составную часть государственного экологического надзора, в связи с чем правовое регулирование в отношении последнего в значительной степени применяется для регламентации надзорной деятельности в области обращения с отходами. Виды государственного надзора в области обращения с отходами — федеральный и региональный — также выделяются согласно перечням объектов государственного экологического надзора. Специфика исследуемого вида надзора в такой ситуации заключается прежде всего в перечне и содержании требований в области обращения с отходами, которые являются обязательными для соблюдения субъектами деятельности в области обращения с отходами.
Ключевые слова: отходы производства и потребления; государственный надзор в области обращения с отходами; объекты государственного надзора в области обращения с отходами; требования в области обращения с отходами
-
-
Объекты в экологическом праве: аспекты исследования и условия включения в правовую сферуВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2019. № 5. c.3-21подробнее281
-
В статье систематизируются подходы к рассмотрению объектов в экологическом праве. Исследуются вопросы включения в перечень объектов охраны окружающей среды таких природных объектов, которые не определены в праве, — почвы, растительный мир, а также в отношении которых невозможно или затруднительно по разным причинам развивать правовое регулирование, — озоновый слой, Вселенная, климат и др. Подчеркнута актуальность проблемы учета объективных, естественнонаучных, технических и иных пределов для создания и развития правового регулирования в отношении ряда объектов.
Ключевые слова: природный объект; экологическое право; компоненты природной среды; окружающая среда
-
-
Особенности правового регулирования общественного контроля в области обращения с отходамиВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2020. № 2. c.67-78подробнее266
-
В статье рассматривается правовая сущность общественного контроля в области обращения с отходами в сравнении с другими видами контрольно-надзорной деятельности, функциями экологического управления, отдельным видом общественного контроля — общественным экологическим контролем. С формальной и содержательной позиций анализируется связь правового регулирования общественного контроля в области обращения с отходами с правовым регулированием общественного экологического контроля, а также общественного контроля в целом. Нечеткость правового регулирования в некоторых аспектах приводит к невозможности однозначного определения случаев, когда отношения в части осуществления общественного контроля в области обращения с отходами регулируются с учетом особенностей, установленных в законодательстве об охране окружающей среды. Законодательство об общественном контроле может применяться к деятельности, осуществляемой в рамках общественного контроля в области обращения с отходами, за нормативно установленными ис- ключениями и с обязательным учетом общих выводов науки экологического права.
Ключевые слова: общественный контроль; общественный контроль в области обращения с отходами; общественный экологический контроль; мониторинг; экологическая экспертиза
-
-
Документы стратегического планирования и вопросы определения их места в регулировании экологических отношенийВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2021. № 3. c.3-26подробнее307
-
Целью исследования является выяснение места и значения документов стратегического планирования в регулировании отношений по охране окружающей среды и природопользованию. Создание документов стратегического планирования как одно из проявлений функции планирования не является чем-то новым для управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Тем не менее, как представляется, значение такого рода документов с принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» существенно укрепилось. В статье проанализированы разные виды документов стратегического планирования, посредством которых осуществляется регулирование и управление в сфере взаимодействия общества и природы. По своей правовой природе документы стратегического планирования при нали- чии в них правовых норм являются нормативными правовыми актами и обычно утверждаются или одобряются актами Президента РФ, Правительства РФ, приказами различных министерств. В то же время в документах стратегического планирования имеются положения, которые по смыслу должны находиться в законодательных актах, а также положения, призванные влиять на развитие законодательства об охране окружающей среды и о природных ресурсах, создавать новые направления правового регулирования, в том числе малоубедительные в аспекте реализации общих начал экологического законодательства. В этих условиях должна быть установлена четкая грань между такими документами, с одной стороны, и законодательными и иными нормативными правовыми актами, традиционно регулирующими экологические отношения, — с другой. Автор делает вывод, что разграничение указанных нормативных правовых актов должно быть обусловлено обеспечением, согласно конституционным основам, первичного правового регулирования исключительно на законодательном уровне или уровне нормативного правового акта Президента РФ.
Ключевые слова: документы стратегического планирования; управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования; экологическое законодательство; Арктическая зона Российской Федерации; особо охраняемые природные территории
-
-
Соответствие экологическим интересам и транспарентность целей как необходимые условия определения эффективности эколого-правового регулированияВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2021. № 6. c.3-26подробнее302
-
Для определения эффективности правового регулирования экологических отношений часто применяется телеологический подход, основанный на сравнении полученного результата с поставленными целями. Надлежащее оформление целей в экологическом законодательстве, учет и анализ интересов, предопределяющих формулирование этих целей, способны повысить точность определения эффективности эколого-правового регулирования. Целью исследования является установление ключевых характеристик целей эколого-правового регулирования, обеспечивающих корректное определение эффективности такого регулирования. Исследована проблема отсутствия закрепления или непрозрачности формулировок целей, отражающих экологические интересы общества, в отдельных законах и правовых институтах. Поднят вопрос повышенной роли экономических интересов в правовом регулировании некоторых общественных отношений, тесно связанных с экологическими, вследствие чего вопрос о качестве окружающей среды оказывается вне рамок общей оценки эффективности подобного смежного правового регулирования. Показаны примеры законов, которые по существу регулируемых отношений и ввиду наличия в них норм экологического права являются экологизированными, но в которых не поставлены цели, связанные с регламентацией воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду. Выделены акты, неоднозначные с точки зрения целевой направленности. Подчеркивается, что цели регулирования экологических отношений базируются на понятии благоприятной окружающей среды. Сделаны выводы, что экологические интересы при их наличии подлежат отражению в постановке правовых целей; обусловленность целей существованием экологических интересов, четкость и прозрачность их формулировок в своей части обеспечивают правильность и полноту определения эффективности эколого-правового регулирования.
Ключевые слова: эффективность эколого-правового регулирования, оценка эффективности правового регулирования, цели экологического права, благоприятная окружающая среда
-