Делегирование в конституционном праве: теоретико-правовое осмысление категории
Аннотация
Одним из способов реализации функций органов публичной власти на современном этапе развития государства и общества выступает не предполагающая их отчуждения передача органами государственной власти и местного самоуправления отдельных составляющих их компетенцию государственных полномочий, что в науке конституционного права признается «делегированием», определение сущностных характеристик которого является целью статьи. Конституционно-правовое делегирование в статье представлено в качестве одной из разновидностей юридического делегирования, обладающей предопределенными спецификой предмета конституционно-правового регулирования особенностями. Конституционно-правовое делегирование предлагается рассматривать в системной взаимосвязи с такими категориями как «государство», «государственная власть», «разделение властей» и др. Указанные категории, взятые за основу исследования в сочетании с особенностями конституционно-правовых отношений в целом, позволили представить характеристику категории «делегирование» сквозь призму философских представлений о сущности государственной власти и субъектах права, которым она принадлежит. Констатация исключительной принадлежности государственной власти в парадигме конституционно-правового делегирования государству, позволила обозначить специфический предмет конституционно-правового делегирования, коим выступают не суверенитет и не власть, а отдельные полномочия, распределяемые между действующими в государстве органами публичной власти по функциональному принципу. Наряду с характеризующими специфику делегирования в конституционном праве постулатами в статье приводятся и подрывающие их тенденции последних десятилетий, а именно — делегирование законодательной властью в лице парламента отдельных правотворческих полномочий органам исполнительной власти и делегирование отдельных полномочий государственно-властной природы субъектам, не являющимся частью системы органов публичной власти.
Литература
- Автономов А. С. Избирательная власть. М., 2002.
- Автономов А. С. Системность как свойство категорий конституционного права // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 145–154.
- Алексеев А. С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М., 1895.
- Алексеев А. С. Русское государственное право: конспект лекций. М., 1982.
- Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М., 2016.
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
- Васильева С. В. Передача государственных полномочий организациям: правовой механизм // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5. С. 28–37.
- Гессен В. М. Основы конституционного права. Пг., 1917.
- Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 2001.
- Еллинек Г. Обще учение о государстве. СПб., 2004.
- Ишеков К. А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. Саратов, 2010.
- Кистяковский Б. А. Государственное право (общее и русское): лекции. Ч. 1. М., 1909.
- Кистяковский Б. А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913.
- Левин И. Д. Современная буржуазная наука государственного права. М., 1960.
- Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 3–13.
- Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учеб. для вузов. М., 2004.
- Шелудченко И. А. Делегирование отдельных публичных полномочий субъектам частного права в Российской Федерации: постановка проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 9. С. 70–76.
- Abramson H. I. (1989). A fifth branch of government: The private regulators and their constitutionality // Hastings Const. L. Quart. 1989. N 16 (2). P. 165–220.
- Dicey A. V. The Development of Administrative Law in England // L. Quart. Rev. 1915. N 31 (2). P. 148–153.
- Downey L. Delegation in democracy: A temporal analysis // J. Pol. Phil. 2020. N 29 (3). P. 305–329.
- Hewart G. The New Despotism. L., 1929.
- Iancu B. Legislative delegation: The erosion of normative limits in modern constitutionalism. NY., 2012.
- Locke J. Two Treatises of Government and Letter on Toleration. New Haven, 2003.
- Metzger G. E. Privatization as Delegation // Colum. L. Rev. 2003. N 103 (6). P. 1367–1502.
- Rice J. The private nondelegation doctrine: Preventing the delegation of regulatory authority to private parties and international organizations // Cal. L. Rev. 2017. N 105 (2). P. 539–572.
- Rousseau J.-J. (1994). Discourse on political economy and the social contract. N.Y., 1994.
- Story J. Commentaries on the Law of Agency: As a Branch of Commercial and Maritime Jurisprudence, with Occasional Illustrations from the Civil and Foreign Law. Boston, 1839.
Поступила: 01.10.2024
Принята к публикации: 20.10.2024
Дата публикации в журнале: 23.12.2024
Ключевые слова: конституционно-правовое делегирование, государственные полномочия, власть, государство, суверенитет, разделение властей
DOI Number: 10.55959/MSU0130-0113-11-65-6-13

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная