ISSN 0130–0113
En Ru
ISSN 0130–0113
Делегирование в конституционном праве: теоретико-правовое осмысление категории

Делегирование в конституционном праве: теоретико-правовое осмысление категории

Аннотация

Одним из способов реализации функций органов публичной власти на современном этапе развития государства и общества выступает не предполагающая их отчуждения передача органами государственной власти и местного самоуправления отдельных составляющих их компетенцию государственных полномочий, что в науке конституционного права признается «делегированием», определение сущностных характеристик которого является целью статьи. Конституционно-правовое делегирование в статье представлено в качестве одной из разновидностей юридического делегирования, обладающей предопределенными спецификой предмета конституционно-правового регулирования особенностями. Конституционно-правовое делегирование предлагается рассматривать в системной взаимосвязи с такими категориями как «государство», «государственная власть», «разделение властей» и др. Указанные категории, взятые за основу исследования в сочетании с особенностями конституционно-правовых отношений в целом, позволили представить характеристику категории «делегирование» сквозь призму философских представлений о сущности государственной власти и субъектах права, которым она принадлежит. Констатация исключительной принадлежности государственной власти в парадигме конституционно-правового делегирования государству, позволила обозначить специфический предмет конституционно-правового делегирования, коим выступают не суверенитет и не власть, а отдельные полномочия, распределяемые между действующими в государстве органами публичной власти по функциональному принципу. Наряду с характеризующими специфику делегирования в конституционном праве постулатами в статье приводятся и подрывающие их тенденции последних десятилетий, а именно — делегирование законодательной властью в лице парламента отдельных правотворческих полномочий органам исполнительной власти и делегирование отдельных полномочий государственно-властной природы субъектам, не являющимся частью системы органов публичной власти.

Литература

  1. Автономов А. С. Избирательная власть. М., 2002.
  2. Автономов А. С. Системность как свойство категорий конституционного права // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 145–154.
  3. Алексеев А. С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М., 1895.
  4. Алексеев А. С. Русское государственное право: конспект лекций. М., 1982.
  5. Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М., 2016.
  6. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
  7. Васильева С. В. Передача государственных полномочий организациям: правовой механизм // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5. С. 28–37.
  8. Гессен В. М. Основы конституционного права. Пг., 1917.
  9. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 2001.
  10. Еллинек Г. Обще учение о государстве. СПб., 2004.
  11. Ишеков К. А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. Саратов, 2010.
  12. Кистяковский Б. А. Государственное право (общее и русское): лекции. Ч. 1. М., 1909.
  13. Кистяковский Б. А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913.
  14. Левин И. Д. Современная буржуазная наука государственного права. М., 1960.
  15. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 3–13.
  16. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учеб. для вузов. М., 2004.
  17. Шелудченко И. А. Делегирование отдельных публичных полномочий субъектам частного права в Российской Федерации: постановка проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 9. С. 70–76.
  18. Abramson H. I. (1989). A fifth branch of government: The private regulators and their constitutionality // Hastings Const. L. Quart. 1989. N 16 (2). P. 165–220.
  19. Dicey A. V. The Development of Administrative Law in England // L. Quart. Rev. 1915. N 31 (2). P. 148–153.
  20. Downey L. Delegation in democracy: A temporal analysis // J. Pol. Phil. 2020. N 29 (3). P. 305–329.
  21. Hewart G. The New Despotism. L., 1929.
  22. Iancu B. Legislative delegation: The erosion of normative limits in modern constitutionalism. NY., 2012.
  23. Locke J. Two Treatises of Government and Letter on Toleration. New Haven, 2003.
  24. Metzger G. E. Privatization as Delegation // Colum. L. Rev. 2003. N 103 (6). P. 1367–1502.
  25. Rice J. The private nondelegation doctrine: Preventing the delegation of regulatory authority to private parties and international organizations // Cal. L. Rev. 2017. N 105 (2). P. 539–572.
  26. Rousseau J.-J. (1994). Discourse on political economy and the social contract. N.Y., 1994.
  27. Story J. Commentaries on the Law of Agency: As a Branch of Commercial and Maritime Jurisprudence, with Occasional Illustrations from the Civil and Foreign Law. Boston, 1839.
Скачать в формате PDF

Поступила: 01.10.2024

Принята к публикации: 20.10.2024

Дата публикации в журнале: 23.12.2024

Ключевые слова: конституционно-правовое делегирование, государственные полномочия, власть, государство, суверенитет, разделение властей

DOI Number: 10.55959/MSU0130-0113-11-65-6-13

Для цитирования статьи
Номер 6, 2024