ISSN 0130–0113
En Ru
ISSN 0130–0113
О роли конституционного права в условиях новых задач и концептуальных решений для политического будущего России

О роли конституционного права в условиях новых задач и концептуальных решений для политического будущего России

Аннотация

В статье анализируются задачи реформирования Конституции Российской Федерации, которые, по мнению автора, могут быть решены только с принятием нового Основного закона страны. При этом ключевыми должны стать следующие предпосылки: экономические реформы; определенность идеологических основ; совершенствование системы публичной власти; закрепление основных прав и свобод граждан, основ гражданского общества и институтов непосредственной демократии; отражение задач территориальной организации страны; упорядочение правоохранительной системы. В новом тексте Конституции следует учесть большинство новелл конституционной реформы 2020 г. Но поскольку по существующей процедуре вносить поправки нельзя в главы 1, 2, 9 Основного закона и многие нововведения отражены в иных главах, поэтому при создании нового текста необходимо четко следовать логике конституционного регулирования.

Проблемы, которые ставит автор, несомненно требуют обсуждения. Поэтому юридические журналы, включая Вестник МГУ, могли бы стать своеобразным форумом для рассмотрения объемных материалов и обсуждения проблем, связанных с многоаспектностью конституционного регулирования в новой Конституции Российской Федерации.

Литература

  1. Авакьян С. А. Модернизация публично-политических отношений и конституционное реформирование: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право 2019. № 9. С. 3–6.

  2. Азовкин И. А. Местные Советы в системе органов власти. М., 1971.

  3. Бабурин С. Н. Значение ценностной динамики российского конституционализма XX в. // Вестн. Ун-та имени О. Е. Кутафина. 2021. № 5. С. 130–136.

  4. Бабурин С. Н. О корректировке Конституции Российской Федерации в 2020 году // Конституционный вестник. 2020. № 5 (23). С. 119–121.

  5. Белоусова Е. В. Частно-правовые аспекты при реализации публичных функций органами публичной власти // Административное и муниципальное право. 2014. № 12 (84). С. 1271–1276.

  6. Боброва Н. А. Государство без идеологии — это нонсенс // Мир политики и социологии. 2019. № 7. С. 24–32.

  7. Болдырев О. Ю. Поправки к Конституции России: решение старых проблем или создание новых? // Конституционный вестник. 2020. № 5 (23). С. 121–127.

  8. Григорян Л. А. Советы — органы власти и народного самоуправления. М., 1965.

  9. Клеандров М. И. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть // Государство и право. 2022. № 1. С. 7–18.

  10. Клеандров М. И. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть (окончание) // Государство и право. 2022. № 3. С. 7–18.

  11. Кравец И. А. Конституционный символизм, модернизация конституции и информационное общество (между учредительным и информационным конституционализмом для России) // Lex russica. 2020. Т. 73. № 1. С. 43–58.

  12. Курячая М. М. Гражданин, общество, государство, инновации: современные механизмы взаимодействия. Краснодар, 2017.

  13. Лазарев В. В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 4. С. 5–17.

  14. Либанова С. Э. Информационное гражданское общество в «эпоху разобщенности» // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 19–22.

  15. Лукьянов А. И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти (некоторые вопросы истории, теории и практики). М., 1978.

  16. Масленникова С. В. Идеология конституционных поправок 2020 г. в сфере социального и экономического развития // Право. Журнал ВШЭ. 2021. № 5. С. 24–47.

  17. Матейкович М. С., Вергун А. М. Государственные, муниципальные услуги и функции органов публичной власти: соотношение понятий // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 25–29.

  18. Рудаков Н. С., Кутько В. В., Гусева А. А. Конституция Российской Федерации как «идеологический компас» // Современный ученый. 2019. № 3. С. 296–301.

  19. Румянцев О. Г. Конституционная реформа‑2020 в Российской Федерации: пристрастная оценка // Конституционный вестник. 2020. № 5 (23). С. 6–32.

  20. Степанов Д. И. Идеологическая нейтральность институтов конституционного дизайна // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3. С. 46–70.

  21. Цалиев А. М. О необходимости государственной идеологии в Российской Федерации // Российская юстиция. 2019. № 5. С. 40–43.

  22. Чупилкина А. Ф. Экономико-реформаторские ячейки гражданского общества как новый институт развития российской конституционной экономики // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 25–32.

Скачать в формате PDF

Поступила: 09.01.2023

Принята к публикации: 12.01.2023

Дата публикации в журнале: 27.02.2023

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, экономические реформы, публичная власть, основные права и свободы граждан, основы гражданского общества, непосредственная демократия, территориальная организация

DOI Number: 10.55959/MSU0130-0113-11-64-1-1

Доступно в on-line версии с: 30.01.2023

Для цитирования статьи
Номер 1, 2023