Кирилл Константинович Колов
-
Понятие «природа» в естественно-правовом учении Гераклита ЭфесскогоВестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2024. № 4. c.117-132подробнее27
-
В статье обосновывается гипотеза историка философии Чарльза Кана и философа А. В. Лебедева о наличии во фрагментах трактата «О природе» Гераклита Эфесского зашифрованного в форме когнитивных метафор онтологического учения о естественном праве. Делается вывод о данном учении как основополагающем для дальнейшего развития античной естественно-правовой традиции. Рассматривается генезис одного из центральных для данного учения понятия «природа» (греч. φύσις), которое Гераклит реципирует у милетских фюсиологов, однако придает ему новаторский смысл абсолютного бытия, выступающего основанием действительности человеческих правопорядков. Семантически близкими метафоре φύσις выступают метафоры «логос» (греч. λόγος) и «космос» (греч. κόσμος). Гераклит также формулирует эпистемологический принцип «согласно природе» (греч. κατά φύσιν), означающий процедуру правильного «вычитывания» в реальности триадического по структуре закона борьбы и тождества противоположностей. Показываются практические воплощения данного закона в политико-правовой жизни согласно принципам «искусство подражает природе» (греч. ή τέχνη μιμείται την φύσιν) и микрокосмичности человеческой души. Наконец, рассматривается учение Гераклита о естественно-правовом сознании, опирающимся на «общее» (греч. το ξυνόν) как выражение монистичности всего сущего.Ключевые слова: естественное право, Гераклит, фюсис, логос, правосознание
-