ISSN 0130–0113
En Ru
ISSN 0130–0113
Правовая охрана результатов исполнительской деятельности при использовании технологий «захвата движений»

Правовая охрана результатов исполнительской деятельности при использовании технологий «захвата движений»

Аннотация

Технологии «захвата движений» широко используются при создании аудиовизуальных произведений и компьютерных игр. В ходе применения данных технологий могут использоваться либо исполнения артистов-исполнителей как объекты смежных прав, либо движения и мимика людей как нематериальных благ, охраняемых общими нормами ГК РФ. Важно понимать, в каком качестве используются движения и мимика человека, так как от этого зависит, какие нормы гражданского права подлежат применению. Сущность правовой охраны движений и мимики лица, не связанных с исполнением актером роли, литературного или художественного произведения, циркового, эстрадного, кукольного номера, выражений фольклора, основана исключительно на концепции охраны личности данного лица. Если в движениях и мимике исполнителя выражаются эмоции, мысли персонажа, передается смысл произведения, циркового, эстрадного, кукольного номера, то охрана этого исполнения обусловлена артистической деятельностью данного лица и в силу этого охрана осуществляется в ином правовом режиме, режиме смежного права. Разная правовая природа движений и мимики лица, используемых при создании аудиовизуального произведения и компьютерной игры, обуславливает разные виды прав, которые необходимо соблюдать производителям таких сложных объектов, и разные договорные конструкции, обеспечивающие правомерное использование указанных выше нематериальных благ. Кроме того, при создании аудиовизуальных произведений и компьютерной игр могут использоваться имитаций движений, голоса исполнителя. В тех случаях, когда использование его голоса, движений не связано с его выступлением, они должны охраняться как нематериальные блага на основе общих положений гражданского права. Однако, когда данные объекты связаны с выступлением артиста, их охрану целесообразно обеспечить в рамках института смежных прав, включив соответствующие положения в четвертую часть ГК РФ.

Литература

  1. Бузова Н. В. Личные неимущественные права исполнителя в современных условиях // Leх Russica. 2022. Том 75. № 5. С. 30–43.
  2. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004.
  3. Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). М., 2015.
  4. Карпов Н. В. Уроки сценического движения. М., 1999.
  5. Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002.
  6. Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан. М., 2000.
  7. Немчинский М. И. На манеже цирка — артист. М., 1974.
  8. Фичор М. Руководство к Договорам ВОИС в области авторского права и смежных прав. Женева, 2003.
  9. Щербак Н. В. Гражданско-правовое регулирование авторского права и смежных прав на современном этапе. М., 2022.
  10. Bergmann S. Publicity Rights in the United States and Germany: A Comparative Analysis // Loy. L. A. Ent. L. Rev. 1999. Vol. 19. N 3. P. 479–521.
Скачать в формате PDF

Поступила: 03.05.2024

Принята к публикации: 24.06.2024

Дата публикации в журнале: 01.07.2024

Ключевые слова: технология «захвата движений», авторское право, права исполнителя, нематериальные блага, аудиовизуальное произведение, компьютерная игра, персонаж.

DOI Number: 10.55959/MSU0130-0113-11-65-2-10

Для цитирования статьи
Номер 2, 2024