Правовая охрана результатов исполнительской деятельности при использовании технологий «захвата движений»
Аннотация
Технологии «захвата движений» широко используются при создании аудиовизуальных произведений и компьютерных игр. В ходе применения данных технологий могут использоваться либо исполнения артистов-исполнителей как объекты смежных прав, либо движения и мимика людей как нематериальных благ, охраняемых общими нормами ГК РФ. Важно понимать, в каком качестве используются движения и мимика человека, так как от этого зависит, какие нормы гражданского права подлежат применению. Сущность правовой охраны движений и мимики лица, не связанных с исполнением актером роли, литературного или художественного произведения, циркового, эстрадного, кукольного номера, выражений фольклора, основана исключительно на концепции охраны личности данного лица. Если в движениях и мимике исполнителя выражаются эмоции, мысли персонажа, передается смысл произведения, циркового, эстрадного, кукольного номера, то охрана этого исполнения обусловлена артистической деятельностью данного лица и в силу этого охрана осуществляется в ином правовом режиме, режиме смежного права. Разная правовая природа движений и мимики лица, используемых при создании аудиовизуального произведения и компьютерной игры, обуславливает разные виды прав, которые необходимо соблюдать производителям таких сложных объектов, и разные договорные конструкции, обеспечивающие правомерное использование указанных выше нематериальных благ. Кроме того, при создании аудиовизуальных произведений и компьютерной игр могут использоваться имитаций движений, голоса исполнителя. В тех случаях, когда использование его голоса, движений не связано с его выступлением, они должны охраняться как нематериальные блага на основе общих положений гражданского права. Однако, когда данные объекты связаны с выступлением артиста, их охрану целесообразно обеспечить в рамках института смежных прав, включив соответствующие положения в четвертую часть ГК РФ.
Литература
- Бузова Н. В. Личные неимущественные права исполнителя в современных условиях // Leх Russica. 2022. Том 75. № 5. С. 30–43.
- Богданов И. А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004.
- Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). М., 2015.
- Карпов Н. В. Уроки сценического движения. М., 1999.
- Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002.
- Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан. М., 2000.
- Немчинский М. И. На манеже цирка — артист. М., 1974.
- Фичор М. Руководство к Договорам ВОИС в области авторского права и смежных прав. Женева, 2003.
- Щербак Н. В. Гражданско-правовое регулирование авторского права и смежных прав на современном этапе. М., 2022.
- Bergmann S. Publicity Rights in the United States and Germany: A Comparative Analysis // Loy. L. A. Ent. L. Rev. 1999. Vol. 19. N 3. P. 479–521.
Поступила: 03.05.2024
Принята к публикации: 24.06.2024
Дата публикации в журнале: 01.07.2024
Ключевые слова: технология «захвата движений», авторское право, права исполнителя, нематериальные блага, аудиовизуальное произведение, компьютерная игра, персонаж.
DOI Number: 10.55959/MSU0130-0113-11-65-2-10
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная